Anton Novikov (tony60gr) wrote,
Anton Novikov
tony60gr

Categories:

Расизм в СССР

Этим постом я решил открыть небольшой цикл о том, как же, сука, хорошо в стране савейскай жыть!)
Основано на воспоминаниях Роберта Робинсона - чернокожего инженера, приехавшего из США в СССР во время Великой депрессии. Его весьма концентрированная книга носит название "Черный о красных".

Прежде всего от себя готов подтвердить — расизм в СССР был и я его видел своими глазами. И до сих пор, собственно, наблюдаю. Но декларативно, конечно же, ни в СССРе, ни в России расизма "не существует".
В конце 80-х в 5-этажном доме, где жила мои бабушка и дед в Костроме, в одной из квартир была семья, у которых был чернокожий пацаненок. Мы с ним часто играли и мне было глубоко пофигу, какого он цвета. Говорил он по-русски совершенно отчетливо. Каким образом появился на свет — не знаю и гадать не хочу, просто факт. Так вот, как только он выходил на улицу вся милюзга бежала в его сторону яростно чмарить и всячески издеваться: "Смотрите! Обезьяна!" и т. д. Пацан, разумеется, тут же давал деру. Чо уж там — меня чмарили за очки, в которых я чуть ли не с рождения, и за глаза нестандартной формы (кератоглобус). А парнишку только за цвет кожи. Это был еще СССР, напоминаю. А теперь читаем выдержки, хотя, конечно, это бесконечно малая часть. Советую книгу целиком прочитать.

"Я так никогда и не примирился с расизмом в Советском Союзе. Расизм постоянно испытывал мое терпение и оскорблял человеческое достоинство. Поскольку русские кичатся тем, что они свободны от расовых предрассудков, расизм их более жесток и опасен, чем тот, с которым я сталкивался в годы юности в Соединенных Штатах. Мне редко доводилось встретить русского, считавшего черных — а также азиатов или любых людей с небелой кожей — ровней себе. Пытаться их переубедить — все равно что ловить призрак. Я кожей чувствовал их расизм, но как можно бороться с тем, что официально не существует? Я ощущал на себе расовую неприязнь, хотя и заслужил признание как инженер-механик, чьи изобретения позволили в несколько раз повысить производительность труда. Я даже получил свою долю советских медалей и почетных грамот…
...Я могу сказать со всей ответственностью: один из величайших мифов, когда-либо придуманных пропагандистским аппаратом Кремля, состоит в том, что в России нет расизма. Этот тезис был вбит в головы людей в России и за ее пределами. На самом деле всех нерусских считают в этой стране неполноценными. В соответствии с негласной шкалой неполноценности, армяне, грузины и украинцы лучше других нерусских. Азиатам из советских республик — тем, у кого желтая кожа и узкие глаза — отводится место в самом низу этой шкалы. Черные — и того хуже. Реальность расизма противоречит картине социального совершенства, нарисованной властями. Русские гордятся тем, что они свободны от расовых предрассудков. И это особенно раздражает. Им трудно понять, насколько они несправедливы по отношению к людям с другим цветом кожи...
...Даже до отмены расовой сегрегации в школах (в 1954 году), до принятия законов о равных правах по инициативе Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения, до Мартина Лютера Кинга черные в Америке знали вкус свободы. Я уверен, что лучше далеко не полная свобода в Америке, чем ее реальное отсутствие в Советском Союзе...


Чуть позже автор напишет:
"...я познакомился с молодым русским моряком, который говорил по-английски и смог дать ответ на мучивший меня вопрос. Моряк знал о дискриминации черных в Америке и уверял, что в Советском Союзе все люди равны, независимо от цвета кожи, и я смогу убедиться в этом сам. За день до нашего с ним разговора произошел неприятный случай: двое белых американцев демонстративно покинули столовую, стоило мне сесть за их стол. На следующий день за завтраком капитан встал и громко объявил, обращаясь к нашей группе: "Товарищи специалисты! Всех вас пригласили на работу в Советский Союз. При советском строе не существует дискриминации по национальному признаку или по цвету кожи. Все в Советском Союзе равны. Я не уполномочен осуществлять здесь сегрегацию. Прошу всех пассажиров — всех без исключения — уважать советский закон"...
...В тридцатые годы в США я бы никогда не стал инженером-механиком из-за цвета кожи. Никогда бы не завоевал уважения коллег. Не получил бы работу, удовлетворяющую моим творческим потребностям. Никто не признал бы моих профессиональных достижений. В Москве я получил возможность всего этого добиться..."

Что, разумеется, никак не отрицает факта расизма в США и как к этому относились в СССР. Однако же...

"Многие годы кремлевская пропаганда усиленно распространяет миф о том, что Советский Союз — единственная в мире страна, где достигнута социальная справедливость. Это настоящий рай, где царит равноправие, — втолковывают советским гражданам и иностранцам. Формально расовой проблемы в Советском Союзе не существует, однако на самом деле это далеко не так...
...в начале тридцатых годов советское правительство принимало иностранцев с распростертыми объятиями; но всего лишь через несколько лет каждый иностранец оказался под подозрением, как потенциальный враг или саботажник. После войны официальная политика состояла в восхвалении русского народа — лучшего в мире. Со старых предрассудков смахнули пыль и пустили их в оборот. Быстро распространился антисемитизм; евреи — или, как их уничижительно называли, "жиды", — снова стали людьми второго сорта. Вступить в брак с евреем или еврейкой — значило уронить себя в глазах русских друзей и родственников. Из-за постоянного социального давления смешанные браки зачастую заканчивались разводом. К концу пятидесятых годов евреев перестали принимать в ведущие учебные заведения страны, а большинство из тех, кто успел сделать партийную или военную карьеру, сместили с руководящих постов."


UPD Специально по "просьбам" критиков засел за перевод книги Анны Штернис "Когда Соня встретила Бориса. Устная история еврейской жизни при Сталине", ссылку на которую мне любезно предоставил пользователь rulon_oboev. Читаем оригинал (страница 24):
"The immediate postwar period (1945– 53) provided the most stories. Many people described discrimination at workplace and school, restrictions in continuing higher education, and exposure to mockery in both the official press and their daily encounters. Many remembered attempting to hide their ethnicity by changing their names and bribing officials to change their documents. All this took place at the same time that they were grieving over family members and friends who had perished during the war. Unconditional loyalty to the state, which had prevailed within the Jewish community during the 1930s, was replaced with disappointment in the Soviet government and its policies of unwritten Jewish discrimination. In the 1940s, being Jewish started to signify misfortune and seen without any positive aspects...
...As unofficial restrictions on Jewish occupations and life began in the late 1940s, many Jews tried to hide their origins by rewriting the “nationality” indicator in their passports— they did everything possible to make sure that they and their children would not live with the stigma of being Jewish..."

А теперь перевод для тех, кому лень воспользоваться гугл-транслэйтором:
"Непосредственно послевоенный период (1945–53) дал больше всего историй. Многие люди описывали дискриминацию на рабочем месте и в школе, ограничения в получении высшего образования и подвергание насмешкам как в официальной прессе, так и в повседневных контактах. Многие вспомнили, как пытались скрыть свою этническую принадлежность, меняя имена и подкупая чиновников, чтобы те поменяли их документы. Все это происходило в то время, когда они горевали о членах семьи и друзьях, погибших во время войны. Безоговорочная лояльность к государству, преобладавшая в еврейской общине в 1930-е годы, сменилась разочарованием в советском правительстве и его политике неписаной еврейской дискриминации. В 1940-х годах быть евреем стало означать несчастье без каких-либо положительных сторон....
...Поскольку неофициальные ограничения на еврейские деятельность и жизнь начались в конце 1940-х годов, многие евреи пытались скрыть свое происхождение, переписывая графу "национальность" в своих паспортах - они делали все возможное, чтобы убедиться, что они и их дети не будут жить с клеймом евреев..."


Лично я не усматриваю никаких противоречий с тем, что написал американский инженер. Боюсь, вышеозначенный "критик" сам не знал, какое "оружие пропаганды" дал мне в руки) Чуть позже я дам краткую выжимку из книги. В русском переводе ее не нашел, поэтому приходится все делать самому. Tсли вдруг у кого-то возникло желание меня за это поощрить, то я не стану возражать) У меня немало друзей евреев... да что там! у меня сын еврей) Как подрастет, обязательно дам ему это почитать.

Едем далее

"...Из всех этнических групп и национальностей хуже всего русские относятся к черным и азиатам. Я узнал о фанатической нетерпимости русских к своим же советским гражданам из восточных регионов страны на второй год войны. К нам на завод прислали большую группу желтокожих мужчин из Узбекистана и Казахстана, чтобы заменить ушедших на фронт рабочих. В действующую армию азиатов старались не брать, а направляли их в строительные батальоны: считалось, что им можно доверить разве что лопаты и кирки, но не оружие. Они ворочали камни, валили лес, строили дороги, как американские каторжники..."

UPD В этом месте я посчитать должным вставить цитату Валерия Примоста (ватники могут смело идти мимо) из его книги "Штабная сука":
"...Помню, когда нас, свеженьких духов, на грузовике везли со станции в часть, мы пели украинские народные песни, и знакомые с детства слова и ноты были некими психологическими рессорами, смягчавшими для нас восприятие суровых армейских реалий. Когда мы хотели, чтобы сержант нас не понял, то говорили между собой по-украински и были рады, что, кроме общего с сержантом мира, есть только наш, национальный мир, воздухом которого мы можем дышать в армейском чаду. Однажды мы пошли в самоволку и в горсаду совершенно случайно услышали по радио песню "Несе Галя воду". Боже мой, это было как поцелуй матери! Мы плакали как дети. Но человек в армии быстро перестает быть украинцем, узбеком или армянином. Официально он именуется "советский солдат", а неофициально превращается в "хохла", "чурку" или "ару". Пусть люди еще помнят родной язык. Армия нивелирует, смешивает всех в интернациональный винегрет: для того, чтобы пулемет стрелял, патроны должны быть одного калибра. И уже через год службы национальное самосознание человека выражается только в одном — в ненависти к представителям других народностей…
...Украинцы, прибалтийцы, кавказцы прекрасно понимали всю бесполезность своего пребывания в Забайкалье для обороны своей родины, ибо как можно оборонять Украину или Грузию на границе с Монголией и Китаем?
Чувство, что они защищают родину, было только у русских (многие из них — прекрасные ребята, но во всех очень странно проявляется всосанный с молоком матери бытовой великодержавный шовинизм: они считают своей родиной всю территорию Советского Союза и просто не понимают тяги других наций к самостоятельному существованию)."


Возвращаемся к нашему афро-американскому инженеру:
..."По крайней мере большинство американцев — не только черных, но и белых — сознают, что в Америке есть бытовой и институциональный расизм. Против этого зла ведут борьбу различные политические группы, организации и отдельные лидеры. Что же касается Советского Союза, то русские категорически отрицают существование расовых, национальных и этнических предрассудков в стране. Признать это — значило бы испортить ими же созданную картину равенства и братства."

Здесь нам очень кстати поможет Андрэ Жид, которогя я цитировал чуть ранее:
"Самое важное для них – знать, достаточно ли мы восхищаемся ими. Поэтому боятся, что мы можем не все знать об их достоинствах. Они ждут от нас не столько знания, сколько комплиментов."
В данном случае весь мир рукоплещет декларативной "дружбе между народами", расовых предрасудков в СССР нет!) Давайте же строить сасыализьм!

Цитирую далее:
"Многие американские чернокожие, привлеченные советской пропагандой, приехали в Советский Союз с убеждением, что попали в свободную страну с неограниченными возможностями. И что же? Забыв про свою выработанную годами осторожность, они устремлялись навстречу русским братьям и были ими отвергнуты. Униженные, они в конечном счете потеряли все иллюзии. По крайней мере в Америке они знали официальные и неофициальные правила социального поведения и могли им следовать, одновременно им сопротивляясь...
...После 1930-х годов ни руководство страны, ни ее граждане не желали официально признать, что человек с черной кожей может быть не менее, а подчас и более способным, чем белые. Меня никогда не посылали в командировки на иностранные или советские предприятия; туда ездили другие конструкторы, — разумеется, русские, — с меньшим производственным опытом. Нередко они возвращались из командировок с новыми идеями, но сделать чертежи не могли. И тогда они просили меня найти способ, как воплотить ту или иную заимствованную ими идею.
...Пребывание чернокожих студентов в университете — независимо от отношения к ним и их успеваемости — было на руку кремлевским пропагандистам. Особо важную роль играли фотографии, с помощью которых по всему миру распространялось представление о Советском Союзе, как стране, где черные и белые вместе за одной партой изучают марксистско-ленинскую теорию...
...За годы жизни в Советском Союзе я знал шестнадцать человек, рожденных в смешанных браках. В школе каждый из них был объектом расистских шуток и насмешек. Некоторых — несмотря на отличные знания — заваливали на экзаменах пристрастные учителя. Один из поступивших в институт вынужден был из-за расизма перевестись на заочное отделение. Лишь пятеро из шестнадцати смогли получить институтский диплом, но возможности работать по специальности им не дали..."


UPD Немножечко интересных фотографий: https://humus.livejournal.com/7445753.html

"...Мы подружились, и Ибрагим, вместе со своей русской подругой (которая со временем стала его женой, несмотря на сопротивление родителей и препоны властей), часто заходили ко мне в гости. Через него я познакомился со многими другими африканцами, приехавшими на учебу в Советский Союз. С финансовой точки зрения это было для них крайне выгодно, поскольку они не только не должны были платить за учебу, но и получали стипендию, на которую могли жить. Однако Ибрагим со временем попал в немилость у властей. Предполагалось, что в обмен на все предоставляемые им блага африканские студенты должны выступать с критикой Запада. Как только Ибрагим перестал это делать, профессора принялись заваливать его на экзаменах. Его жалобы декану действия не возымели, и в конце концов Ибрагима исключили из университета. Он поехал в Югославию, но и оттуда, после вмешательства советских властей, его тоже выслали."

Немножечко о "величии":
"...вообще грубость русских по отношению к иностранцам, по-моему, объясняется желанием казаться важными. Поведение русского человека по отношению к иностранцам обычно проходит несколько стадий. Приветливость сменяется грубостью, но, если иностранец терпелив, не теряется и не раздражается, русские чаще всего снова становятся самими собой — вполне разумными людьми.
...По природе своей русские высокомерны. Мне было отвратительно глубоко укоренившееся в сознании людей представление, что всё в России — идеи, культура, история и достижения — лучшее в мире. Кроме того, русские часто ведут себя совершенно непредсказуемо. Думаю, что виной тому страшно холодные зимы...
...Угрюмость, непредсказуемость поведения, а часто и грубость, свойственные многим русским, замечают только те из иностранцев, которые живут среди них годами, поскольку во время непродолжительного общения русские способны сдерживаться..."


И дополню вот этим:
"...В России мне приходилось держать себя в строгости. Ни одной женщине я не сказал: "Вы мне нравитесь", ни с одной из своих знакомых не взял инициативу на себя. Однако время от времени в мою жизнь входила очаровательная женщина, а с ней — танталовы муки. В таких случаях я давал понять, что мужчина и женщина могут получать удовольствие от общения друг с другом, не вступая в интимные отношения. Я лишал себя тепла и любви, необходимых человеку. Не позволял себе дать волю чувствам. Это опустошало мою душу; мне не хватало полноценных человеческих отношений. Лишь нескольким женщинам в СССР удалось прорваться сквозь возведенную мной преграду. Необходимость так жить угнетала меня. Это противоречило моему представлению о жизни, самой моей природе. Но я знал, что должен отказываться от близости с женщинами, чтобы не попасть навсегда в капкан....
...В Уганде я вспомнил знакомых африканцев, приехавших в начале шестидесятых в Москву на учебу. Они сразу оказались в центре внимания; их превозносили как героев. Русские женщины встречали их цветами, обнимали и целовали. Юноши-африканцы никогда раньше не видели белокожих женщин так близко, и женщины эти, вместо того, чтобы бегать от них, бегали за ними. Молодые африканцы не понимали устройства советского общества и не догадывались о том, как Советы намерены их использовать. Некоторые женились на русских, а потом оказывалось, что жены работают на КГБ и обязаны доносить на них. Хорошо еще, что африканцы сохраняли свои паспорта и могли уехать из СССР..."


Исчерпывающе. Все, что надо знать

UPD
Tags: sovoque, Роберт Робинсон, лицемерие, расизм, расизм в СССР, ссср
Subscribe

Posts from This Journal “sovoque” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

Posts from This Journal “sovoque” Tag