Anton Novikov (tony60gr) wrote,
Anton Novikov
tony60gr

Восточное Забайкалье. Тупик. Дорога в Мраморное ущелье смерти

Оригинал взят у dergachev_va в Восточное Забайкалье. Тупик. Дорога в Мраморное ущелье смерти
Владимир Дергачев
image021
http://img-fotki.yandex.ru/get/5010/lesnchita.29/0_86b1b_e03bf8aa_orig.jpg

В Забайкалье и на Дальнем Востоке  многие проекты заканчивались тупиком. В 1911 году в Восточном Забайкалье в связи с продолжением сооружения Транссибирской магистрали на восток  от станции Могоча намечалось провести железную дорогу на Якутск. Но началась Первая Мировая война, и проект закрыли, как оказалось навсегда. Дорогу к Якутску продолжили строить уже при советской власти в другом месте и пока не завершили. Из-за экономических санкций  и расходов на Крым заморозили строительство железнодорожного и автомобильного моста через Лену у Якутска, ввод в эксплуатацию которого намечалось к 2012 году, то есть к столетию начал строительства первой железной дороги в Якутию.

В Восточном Забайкалье от первого железнодорожного проекта сохранилась  грунтовая дорога и село, получившее в честь незавершенного строительства Тупик.
Село расположено на реке Тунгир (бассейн Лены) в 100 км от Могочи. Сегодня летом этот путь можно преодолеть на автомобиле за два-три часа. В Тупике, ставшим центром Тунгиро-Олекминского района, проживает 940 жителей. Всего в районе, равном по площади Московской области,  проживает 1370 человек.

Под китайское целлюлозное производство в Амазаре забайкальская власть намерена отдать под рубку до 20 тыс. кв. км наиболее ценной по древесине тайги Тугиро-Олекминского района. Это не простой административный район, а национальный, где живут эвенки, занимающиеся традиционной пушной охотой. И тайга для малого коренного народа кормилица и местообитание. Существуют международные правила конференции ООН по коренным народам, требующие соблюдать незыблемый принцип получения добровольного, заблаговременного согласия на промышленную деятельность на территориях общин коренных народов.
***

image023В 1949 году ударными темпами рабским  трудом заключённых был сооружен секретный автозимник Могоча - Тупик - Чара (крайний Север Забайкалья). Просто так для удобства местных жителей тогда дороги не строились. И в середине 60-х годов я не смог узнать истинное назначение этого автозимника, кроме того, что им пользовались геологи Удоканской экспедиции, открывшей крупное месторождение меди, а затем строители БАМа.

Только впоследствии появилась информация, что зимник из Могочи через Тупик вел к поселку Мраморный в отрогах Кодарского хребта. Здесь в Мраморном ущелье работал рудник по добыче урана.

Как я уже писал, в 1965 году мой попутчик в поезде Москва-Чита рассказал о заброшенном лагере ГУЛага в горном ущелье на севере Забайкалья. Информация была скудной, только в 90-е годы я узнал об одном из самых страшных гулаговский лагерей Борлаге. Здесь в 1949-1951 гг. в Мраморном ущелье трудом заключённых, включая власовцев и политических, добывался радиоактивный уран. На руднике работали и вольнонаёмные инженеры, административный персонал. Заключенные и вольнонаемные жили в больших палатках, а в бревенчатых бараках располагалась начальство лагпункта и охрана. Руда зимой вывозилась на материк по построенному заключёнными автозимнику Мраморный - Тупик - Могоча. Вблизи Мраморного возник еще поселок Синельга, расположенный между Чарскими песками и рекой Верхний Сакукан и был даже сооружен полевой аэродром. Однако прогнозные запасы не подтвердились и  рудник с лагерем закрыли.

Путешествие на русский Дальний Восток в поисках будущего
Забайкалье, Приамурье и Приморье в моей жизни
Чита. Столица Забайкалья
Совершенно секретные части Красной Армии
Последние Герои и создатели оружия Победы. Посмертно 
Почему Япония не начала войну против СССР?
Генерал армии Апанасенко. Забытый герой Победы


Забайкалье. Китайская лесная шкатулка
Восточное Забайкалье. Крайний Север. Могоча
«Бог создал Сочи, а черт  — Могочи»
Там где рождается Амур. Скандальный пограничный переход 
Восточное Забайкалье. Тупик. Дорога в Мраморное ущелье смерти
Забайкалье. Сретенск. Начало великого водного пути к Тихому океану
На колёсном пароходе вниз по Шилке. Усть-Кара. Каторга и блеск золота
Родина Чингисхана и Академия Буддизма

(Продолжение следует)

Tags: БАМ, Могоча, Мраморное ущелье, Транссиб, Тупик, Якутск
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments